Методические разработки

КВН «Что мы знаем о природе и её охране»
            Цель: дать детям представление о том, что планета Земля сейчас в опасности; во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней обращаться.
Ход конкурсной программы
            В зале располагаются две команды участников, болельщики, педагоги.
            1. Вступительное слово.
            Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране. Соревноваться предстоит двум командам, в состав которых входят в равном количестве дети подготовительной к школе группы.
            Поприветствуем наших отважных участников! Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времён года, разгадывать кроссворды и ребусы, проводить опыты. Команду - победительницу ждёт награда.
            2.Приветствие команд.
            Представление команды 1.
            Ребёнок.         Мы любим природу и бережём,
                                   В обиду её никому не даём.
            Ребёнок.         Чтоб природа человеку была рада,
            Все.                 Охранять её нам надо!
            Ребёнок.         Привет! – соперникам мы говорим,
                                   Не огорчайтесь, если победим.
            Представление команды 2.
            Ребёнок.         Каждый из нас природу защитит,
                                   О каждом деревце душа у нас болит.
                                   Не позволим живое все уничтожать,
            Ребёнок.         Животным и растениям расти мешать.
            Все.                 Готовы мы сегодня поиграть,
                                   Все вместе о природе рассуждать.
            Ведущий.        Молодцы, команды, в добрый час!
                                   Пусть удача встретит вас!

            3. Конкурс эмблем.
            Выступление команды 1.
            Ребёнок.         На нашей эмблеме три знака «нельзя»:
                                   Рвать цветы, водоёмы загрязнять,
                                   Птичьи гнезда разорять –
            Все.                 Нельзя!
            Выступление команды 2.
            Ребёнок.         На нашей эмблеме Красная книга – напоминание,
                                   Ко всем на планете живущим воззвание:
            Ребёнок.         Животным, растениям погибнуть не дайте,
            Все.                 От недругов и браконьеров природу спасайте!
            4. Разминка «Что это?»
            Загадки для детей:
1) Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь,
Дорогу обратно найдёшь. (Компас.)
2) Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
3) Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег.)
            5. Домашнее задание.
            Презентация рисунков, газет или плакатов под девизом «Берегите природу», выполненных всеми командами.
            6. Конкурс «Условные обозначения знаешь, Карточки со знаками правильно отгадаешь».
            Каждой команде выдаётся по одному одинаковому комплекту карточек с изображением условных обозначений. На расстоянии пяти-семи метров от расположения команд установлены щиты с фланелеграфом или наборным полотном (магнитной доской). По сигналу ведущего члены команды, посовещавшись и выбрав из данного комплекта карточек с условными обозначениями заданную, по одному бегут с ней к своему щиту и прикрепляют к нему карточку, возвращаются, передают эстафету хлопком по плечу следующему игроку.
            По сигналу ведущего (за условленное время) команды прекращают выполнение задания конкурса. Ведущий организует общую со зрителями проверку правильности выбора карточек (хором болельщики ведут подсчёт очков – одно очко за один правильный ответ).
            1-я команда должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: луг, болото, огород, овраг, ручей.
            2-я команда выбирает карточки с условными обозначениями, обозначающими: город, село, детский сад, шоссе, реку.
            7. Конкурс капитанов и их помощников.
            Задание помощникам капитанов (детям).
            Отгадайте ребусы о животных.
             Ответы: крот, белка, цапля, ласточка, верблюд.
            8. Логические задачи.
            Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на три группы: медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.
            Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили животных на группы, зарабатывает очко.
            Задание 2. Распределите нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: БЕГАЮТ, ПРЫГАЮТ, ЛЕТАЮТ, ПОЛЗАЮТ, ПЛАВАЮТ.
            Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
            9. Игра со зрителями «Назови сказку о животном».
            Группы болельщиков двух команд по очереди называют сказки, в которых есть упоминание о животных. Та группа, которая затрудняется назвать сказку, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель. Болельщики могут прибавить дополнительное очко своей команде выигрышем.
            Игру можно проводить во время выполнения капитанами и помощниками своих заданий.
            10. Викторина «Полезные ископаемые».
            Вопрос 1-й команде. Расскажите, какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещения.
            Вопрос 2-й команде. Расскажите, как человек использует песок и глину.
            11. Опыты «Вода и её свойства».
            1-я команда – форма воды;
            2-я команда – вода – растворитель;
            Помощники ведущего располагают на столиках необходимые предметы и материалы для демонстрации опытов участниками команд.
            12. Изобразительный конкурс «Вода в природе».
            Всей команде на листке изобразить:
            1-й – круговорот воды в природе; 2-й – схему реки.
            13. Творческий конкурс «Посвящаем природе».
            Команды представляют музыкальные, поэтические, танцевальные и др. произведения и композиции, посвящённые любви к природе.
            14. Конкурс «Богат мир животных и растений».
            Каждой команде необходимо перечислить животных и растения:
            1-й – леса; 2-й – поля; 3-й – водоёмов.
            Для этого конкурса педагоги могут на ватмане нарисовать различных животных и разнообразие мира растений, в зале перед конкурсом рисунки повесить на демонстрационных стендах.
            15. Конкурс «Викторина».
            Вопросы 1 - команде.
1) Растение, живущее на камнях в суровых условиях Арктики. (Лишайник.)
2) Низкорослое дерево в тундре. (Ива.)
3) Луковичное декоративное растение с белыми или жёлтыми душистыми цветками. (Нарцисс.)
            Вопросы 2 - команде.
1) Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми. (Эдельвейс.)
2) Дерево с резными листьями. (Клён.)
3) Дерево – символ России. (Берёза.)
            Кроссворд для болельщиков.
            Угадайте животное по описанию и получите слово по вертикали, называющее того, кто ответственен за природу.
            1) Птица – спутница моряков.
            2) Животное, предпочитающее жить в лесах, где неподалёку есть пресный водоём. Его легко узнать по чёрным кольцам на хвосте.
            3) Царь зверей.
            4) Близкий родственник кальмаров, но в отличие от своих собратьев он имеет восемь-десять щупалец.
            5) Хищник из семейства собачьих.
            6) Колючее животное.
            7) Самый знаменитый землерой.
Ч
А
Й
К
А



Е
Н
О
Т




Л
Е
В





О
С
Ь
М
И
Н
О
Г
В
О
Л
К




Е
Ж






К
Р
О
Т




            16. Конкурс «Составьте правила поведения в природе».
            Всей команде составить правила поведения: 1-й – в лесу; 2-й – на лугу.
            17. Подведение итогов конкурсной программы.
            Ведущий просит жюри объявить баллы, заработанные командами, итоги конкурса, назвать команду-победительницу. Заведующая детским садом и председатель родительского комитета награждают всех участников соревнований, благодарят за участие и обращаются с просьбой ко всем присутствующим беречь и охранять родную природу, изучать её так, как это делают юные игроки со своими родителями, показавшие хорошие знания о мире животных, растений, о погодных явлениях и свойствах различных объектов природы.
            Ведущий. А вы, дорогие наши гости, что запомнили, что нового узнали сегодня на КВНе? Кто, по вашему мнению, был самым находчивым? Давайте аплодисментами определим лучшего игрока – знатока природы. (Вручает знатоку сову – символ мудрости.)
КВН закончен, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живёт на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
            Дети и взрослые исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).
            Ребёнок 1.      Любите родную природу –
                                   Озера, леса и поля.
                                   Ведь это же наша с тобою
                                   Навеки родная земля.
            Ребёнок 2.      На ней мы с тобою родились,
                                   Живём мы с тобою на ней.
                                   Так будем же, люди, все вместе
                                   Мы к ней относиться добрей.
            Двое детей выносят большой шар, оформленный в виде глобуса, с надписью: «Берегите Землю эту!». Они торжественно проходят по залу мимо детей и гостей, затем останавливаются в середине зала, шар ставят впереди себя.
            Ребёнок 1.      Я бегу, а шар земной
                                   Вращается подо мной.
            Ребёнок 2.      Эй, не трогайте планету!
            Ребёнок 1.      Берегите Землю эту!
            Ребёнок 2.      Я бегу, бегу, бегу,
                                   Удержаться не могу –
            Вместе.          Любуюсь я на красоту!
                                                                                              К. Орешин
            Звучит в записи песня «Наедине со всеми» (музыка В. Шаинского, слова А. Поперечного); «Живи, Земля, живи, Земля….» в исполнении группы «Земляне». Дети покидают зал.

Лес — страна чудес

         Программное содержание: расширяет представление детей о лесном богатстве, о роли леса в жизни людей, охране леса и его жителей, лекарственных растениях; развивать творческую инициативу в танце, театрализованной деятельности детей.
         Материалы и оборудование: музыкальные инструменты, костюмы животных и птиц, декорации, записи музыкальных инструментов для оформления праздника.

         Дети входят в зал под звуки лесной природы и садятся на стульчик.

Ведущий.   Ребята, я пригласила вас сюда, чтобы обсудить, в какое сказочное                        путешествие нам отправиться.
         (Дети строят предложения.)
         Звучит музыка, в зал «влетает» Сорока.

Сорока.               Тра-та-та! Тра-та-та!
                            Я Сорока-белобока
                            Прилетела к вам сюда!

         Чтобы сообщить, что с сегодняшнего дня в нашем лесу начинается сбор          лекарственных трав.
                            Скорее спешите,
                            Травы вы нарвите,
                            Её просушите
                            И правильно употребите!
                            Пейте настои, чаи.
                            Будьте здоровы, бодры, веселы!

Ведущий.   Спасибо, добрая Сорока-белобока, только мы не знаем, как же нам попасть                    в твой лес?

Сорока.               Телеграмму получите.
                            По тропинке вы пройдите,
                            На поляну попадите.
                            Там встречают вас друзья,
                            Буду ждать вас там и я!
                            А вот и мой лесной дружок -
                            Колючий колобок.
                            Ни головы, ни ножек,
                            Кто же это?

Дети.                  Ёжик.
         (Выходит ёжик.)
Сорока.               На поляну, серый ёж,
                            Ты ребяток приведёшь,
                            Покатись клубочком,
                            Не коли цветочки!
         (Сорока «улетает».)
         Проводится музыкальная игра «Ёжик»

Ёжик
(муз. И. Бодраченко, сл. И. Зарецкой )

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,
Был клубочком и без ножек, да-да-да.
Не умел он хлопать —  хлоп, хлоп, хлоп,
Не умел он топать — топ, топ, топ.
Не умел он прыгать – прыг, прыг, прыг,
Только носом шмыгал – шмыг, шмыг, шмыг.
В лес ребята приходили, да-да-да,
И ежа всему учили —  да-да-да.
Научили  хлопать —  хлоп, хлоп, хлоп,
Научили  топать — топ, топ, топ.
Научили прыгать  – прыг, прыг, прыг,
А он их - носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг.
Ведущий.   Ну, а теперь в путь.

         Дети идут по залу змейкой за ёжиком и поют «Лесную песенку» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой).

Ведущий.             Ну вот мы и на лесной полянке.
                            Вы, ребята, посидите.
                            Кто нас встретит, посмотрите.

         Звучит фонограмма записи голосов лесных птиц. На ширме появляется Сова.
Сова.                                    Угу, угу, ничего я не пойму:
                            Кто ко мне спать мешает,
                            Песни распевает?

Ведущий.                Здравствуй, Совушка - Сова,
                            Умная голова.
                            Это дети в лес идут,
                            Лесную песенку поют.
                            Хотим в лесу мы погулять,
                            Травы лекарственной набрать.

Сова.                        Травы лекарственной набрать - это, конечно, хорошо. А вы знаете, что не                    надо в лесу делать, чтобы ему не навредить?
Ведущий.     А давайте, ребята, расскажем Совушке - Сове, какие мы лесные правила              знаем.
         Дети выходят в центр зала с плакатами в руках.

1-й ребёнок.         Огонь - враг леса, он хитёр,
                            Не разводи в лесу костёр.

2-й ребёнок.         Не обижай в лесу зверей,
                            Ежонка отпусти скорей.

3-й. ребёнок.        Вести себя достойно просим,
                            В лесу,запомни, мы лишь гости.

4-й ребёнок.         Не мни зелёную былинку,
                            В лесу ходи лишь по тропинкам.

5-й ребёнок.         Кусты, деревья не ломай,
                            Рогаткой птичек не пугай.

Сова.                                    Сколько правил есть в природе,
                            Знаете их наизусть.
                            А теперь вам можно, вроде,
                            В наш лесок вам заглянуть.
                   Милости просим в наш сказочный лес, а я полечу, животных и птичек                          предупрежу, чтобы они вас не боялись, на поляне собирались.

         На поляну «прилетает» Сорока.

Сорока.               Наконец - то вы дошли!
                            Прошло целых часа три!
                            Вы сначала посидите,
                            Лесную сказку посмотрите,
                            И узнаете тогда,
                            Какие травы рвать пора.

         (Сказка в стихах П. Синявского, обработка для театрализации С.          Воздвиженской).

         На ширме появляется Сова.
Сова.                   В роще вырос можжевельник,
                            И в тени его ветвей
                            Появился муравейник,
                            Поселился Муравей.
                            Он из дома спозаранку
                            Выбегает с веником,
                            Подметает всю полянку
                            Перед муравейником.

Муравей.             Замечаю все соринки,
                            Начищаю все травинки,
                            Каждый куст,
                            Каждый пень,
                            Каждый месяц,
                            Каждый день.
         (Муравей производит действия по тексту)

Сова.                   А однажды Муравьишка
                            Подметал дорожку.
                            Вдруг упала с ёлки шишка-
                            Отдавила ножку!

                            Где же «Скорощь помая?»
                            Где же «Скорощь помая?»
                            Где же «Скорощь помая?»
                            Спасите насекомое!

Ведущий.             От волнения Сова,
                            Перепутала слова!
                            Звери бросились гурьбой
                            За лекарственной травой.

К Муравью подбегают звери: ёжик, зайчик, медвежонок, волк, сорока, пчёлки. Успокаивают его, гладят и забинтовывают Муравью ножку. Затем убегают за ёлки.
         «Прилетает» Сорока.

Сорока.               Рвут аптечную ромашку,
                            Собирают зверобой!
         («Улетает».)
Ведущий.             Вот из чащи на опушке
                            Пробирается медведь.

Медведь.             Я решил медвежье ушко
                            На опушке посмотреть.
         (Медведь несёт Муравью в лапах траву.)

Медведь.             Я тебе принёс лекарство.
                            Надо в плошке заварить,
                            А потом его попить.
         (Заваривает в кастрюльке на печке, помешивая.)
Сова.                   Зайцы заячьей капустой
                            Муравья приводят в чувство.

Ведущий.             Если б жил в той роще Лев,
                            Предложил бы львиный зев.

Зайцы (показывая на Ежа). На спине у Ёжика
                                               Листья подорожника.

Сова.                   Он больному обещает...
Ёжик.                   От компресса полегчает.
Сова.                   И другие средства тоже
                            Обещает Муравью:

Ёжик.                   Если вдруг укол тебе поможет-
                            Я иголку подарю!

         Муравей машет на Ёжика лапкой, Ёжик, пожав плечами, уходит.

Сова.                   Все больного навещают,
                            Все больного угощают.
Медведь.             Ешь морошку.
1-й Зайчик.                   Ешь чернику.
2-й Зайчик.                   Ешь лесную землянику.

Ведущий.             Даже Волк помочь не прочь,
                            Думал — думал: как помочь?
         (Волк ходит взад-вперед - думает.)
Сова.                   К муравейнику привёз
                            Волчьих ягод целый воз.

Ведущий.             Но заметила Сорока,
                            Что от Волка мало прока,
                            И спешит по просеке
                            С новостью на хвостике.

Сорока.               Я, друзья, не ябеда,
                            Только волчья ягода,
                            Даже если мытая,
                            Очень ядовитая.

         (Звери прогоняют Волка.)
Сова.                   Посмотрите, наши пчёлки
                            Притащили мёд в бочонке.

1-я пчела.            Ничего, что тяжело.

2-я пчела.            Лишь бы другу помогло!

Ведущий.             Муравей пощиплет травку,
                            И попьёт цветочный мёд.
         (Пчёлки поят Муравья мёдом.)

Сова.                   Значит, дело на поправку
                            Обязательно пойдёт.

Сорока.               Все лесные витамины -
                            От брусники до малины
                            Принесли ему друзья.

Ведущая.             Да, зелёная аптека
                            Лечит даже человека,
                            А не только муравья!

Сова.                   Муравей, муравей!
                            Давай больше не болей!

Муравей.             Больше я болеть не стану,
                            И грустить я перестану,
                            Кто со мною петь, играть,
                            И конечно, танцевать!

         Дети встают парами по кругу и исполняют песню - танец: «Лесная полечка» (муз. Е.Воздвиженской, сл. В. Семерина.)

Сова.          Ну, теперь - то вы узнали, какие травы собирать, а какие стороной                        обходить.
         Выходят дети с веточками растений.

1-й ребёнок.         Дуб столетний богатырь,
                            Он растёт и ввысь и вширь.
                            Дуб столетний в три обхвата,
                            Не обнять его зайчатам.

2-й ребёнок.         Журавлей не слышны крики,
                            Улетели в тёплый край.
                            Зреют ягоды брусники,
                            Сколько хочешь собирай!

3-й ребёнок.         Знают белочки и мишки,
                            Где шумит в лесу сосна.
                            У сосны на ветках шишки,
                            И в иголках вся она.

4-й ребёнок.         Покраснела ягода,
                            Ягода в лесу,
                            Землянику спелую,
                            Я домой несу.
                            Земляника спелая -
                            Вкусная еда.
                            Угощу синицу я,
                            Угощу дрозда!

5-й ребёнок.         Есть в лесу ложбина,
                            Там растёт рябина,
                            Бусы - ягоды на ней,
                            Словно россыпи огней.

6-й ребёнок.         Что кладёт в корзинку Вика?
                            Это еже — ежевика.
                            Много ягодок пахучих
                            На ветвях, как ёж, колючих.

7-й ребёнок.         Белая берёза -
                            Машина сестричка.
                            У берёзы белой
                            Тоже есть косичка.
                            Машенька к берёзе
                            Белой подойдёт,
                            Ленточку берёзе
                            В косы заплетёт.

Ведущий.             Девочки  берёзку дружно украшают,
                            Ленточки в «косички» берёзоньке вплетают.

         Хоровод «Во поле берёзонька стояла» (русская народная песня).
         Девичий хоровод с ленточками.

Ведущий.             Вы и пели, танцевали
                            И, наверное, устали?
Дети.                  Нет!
Ведущий.   Ну, тогда вставайте, игру начинайте! Сорока, а ты с нами поиграть хочешь?

Игра «Сорока»
         Дети стоят в рассыпную по залу.
         Ребенок или взрослый, исполняют роль Сороки, держит в руке корзину с грибами, орешками и цветами т говорит:
Я - Сорока-белобока,
Вам грибочки, и цветочки,
И орешки принесла.
Подойдите, получайте
И свое запоминайте.
         Каждый ребёнок достаёт из корзины предмет, запоминает его и на звучание спокойной музыки кладёт его обратно в корзинку. Дети свободно гуляют по залу под музыку.
         Сорока раскладывает предметы из корзинки по всему залу. С окончанием музыки дети должны найти свой предмет. Сорока говорит:
Лучше, лучше вы ищите,
И внимательней смотрите.
Кто быстрее всех найдёт,
Тот с детьми играть начнёт.
         Сорокой становится тот ребёнок, который быстрее всех нашёл свой предмет.
         Игра проводится 2-3 раза.

Ведущий.   Ну, что ж, вы хорошо отдохнули, посмотрели лесную сказку, узнали                     много интересного о лекарственных растениях, наигрались, а теперь пора          домой!

Сова.          А за то, что вы так любите природу, не рвёте цветов, не ломаете деревьев и                    кустов...
Мы хотим вас наградить -
Лесными гостинцами угостить.
Вы и пели, и играли,
А лекарственных трав
Так и не набрали.
А мы попросили нашего лесного доктора Дядюшку Дятла, чтобы он                    приготовил для вас сборы лекарственных трав, а лесные жители прислали           вам ягоды и орехи.
                            До свидания, до новых встреч в лесу!
         Дарят детям гостинцы.

Ведущий.   Спасибо вам, лесные друзья! Мы ещё не раз встретимся с вами и узнаем о                    вас много интересного!


Комментариев нет:

Отправить комментарий